Это же похоже на…

…на видеоигры!

Верно: компьютерные и консольные ролевые игры берут своё начало от настольных. Первая настольная ролевая игра – “Подземелья и драконы” – вышла в 1974 году. В следующем же году появились её компьютерные реализации, давшие начало новому жанру.

Сейчас настольные ролевые игры сравнивают с компьютерными “с человеком вместо компьютера”: вычисления и события в них определяет ведущий. Это значит, что у играющих есть полная свобода действий в том, что происходит в воображаемом мире:

  • Герои могут совершать любые действия, а не только предусмотренные авторами игры. Они могут залезать на деревья, делать подкопы, обращаться к врагам и вызывать на бой собеседников, брать любые вещи и использовать их любым образом… Преодоление трудностей становится творческим процессом, а не выполнением цепочки действий, заданной разработчиками.
  • Ведущий может придумывать любые сюжеты, и не надо ждать, пока разработчики добавят новые территории и задания. Захотели разыграть сюжет о новой войне? Запросто. Захотели вернуться в древние времена любимого мира? Пожалуйста. Надоело фэнтези, хочется окунуться в космооперу? Поехали!
  • Вообще – воображение безгранично! Не только действия и сюжеты, но и всё подвластно желаниям играющих. Можно придумывать новые расы и целые миры, создавать новые классы персонажей, давать персонажам любые предметы и способности, создавать любых противников… Не будучи при этом программистом, художником или продюсером.

Ещё одно отличие настольных ролевых игр от компьютерных: это игра лицом к лицу, в приятной компании. Можно жестикулировать, указывать пальцами, заваривать чай, хрустеть чипсами, видеть лица товарищей и слышать их без помех связи.

…на настольные игры!

Многие ролевые игры проводятся с аксессуарами, которые можно встретить в коробках вроде “Ужаса Аркхема” и “Каркасонна”: это кубики, фишки, модельки, игровое поле. Чаще всегда они применяются при проведении тактического боя. Этому захватывающему процессу некоторые ролевые игры посвящены почти целиком.

Другие настольные игры, похожие на ролевые – это те, где предлагается совместное создание сюжета – “Игросказ”, “Да, тёмный властелин” и подобные им. Грань так тонка, что на этом стыке выделяют отдельный жанр: игры-истории.

…на военно-тактические игры!

Не удивительно, ведь настольные ролевые игры выросли из военно-тактических игр (также известных как варгеймы). От сражения армий до сражения отрядов один шаг, и американское сообщество любителей варгеймов его сделало. А там и недалеко было до идеи свободы действий на поле боя, до вопроса “Как бы вы действительно поступили в этом бою?”

Эта связь всё ещё сильна. Для многих ролевиков тактический бой – один из центральных моментов игры. Он разыгрывается на клеточном поле, с миниатюрами и чёткими правилами, оставляя при этом возможность творческого подхода к действиям персонажей. Сражения становятся ещё более захватывающими, когда они – часть развивающегося сюжета, на который ты способен повлиять.

…на книги!

Иногда читаешь книгу и думаешь: а вот я бы поступил на месте героя по-другому! Зачастую такие мысли выливаются в написание фанфиков – фанатского творчества. Ролевые игры развивают эту идею: в них можно встать на место героя, сделать по-своему и не знать заранее, что из этого выйдет. Так же, как это не знают персонажи истории.

По результатам ролевых партий пишут отчёты – рассказы о том, как сыграли. Иногда такие отчёты читаются в точности как литература, особенно когда оформлены в виде “виртуального дневника” одного из героев.

…на театральный кружок!

Некоторые ролевые игры мало отличаются от импровизированного театра. В таких играх во главу угла ставят вживание – ощущение себя персонажем вымышленного мира, следование образу действий своей роли. В диалогах зачастую говорят от первого лица с интонациями, выражением и жестами персонажа. Правила для таких игр награждают актёрское мастерство и участие в создании драматического сюжета.

…на рассказы у костра!

Дошедшую до наших дней из пучины времён традицию сказительства называют вторым истоком ролевых игр. В начале 2000 годов эта сторона ролевых игр получила новое развитие. С тех пор в жанре игр-историй вышло множество наименований, по-разному обыгрывающих древний принцип “один сказал – другой продолжил”.

…на историческую реконструкцию!

Настольные ролевые игры могут проводиться как достоверное воспроизведение прошлого, но в воображении, а не на природе. Для этого существуют ролевые игры и дополнения, такие как “ГУРПС Египет”, излагающие факты не хуже научно-популярной литературы.

…на игры живого действия!

Есть два типа игр живого действия: психологические, проводимые как способ развлечения и отдыха специальными компаниями, и любительские, когда с костюмами и правилами воссоздаётся мир какого-либо произведения. В их основе лежит один принцип: что каждый игрок берёт на себя роль. Этот же принцип лежит в основе настольных ролевых игр.

…на косплей!

Знатоки косплея скажут, что мало напялить костюм – надо самому стать персонажем. Надо, чтобы окружающие видели персонажа, почувствовали себя в его компании, запечатлели его на фотографии. Для некоторых играющих в настольные ролевые игры тоже в первую очередь важно вживание и актёрское мастерство. И хотя не используются костюмы, воображение позволяет поместить персонажа в естественную для него среду обитания – его собственный мир, где он сможет совершать подвиги, сталкиваться с драмой и заниматься другими вещами, свойственными его роли.


Добавить комментарий